Жизнь Натальи Михайловны Садовской похожа на театральный роман. В год, когда отмечается двухсотлетие со дня рождения Прова Михайловича-Садовского-старшего и, следовательно, знаменитой династии Садовских, у правнучки великого артиста — круглая дата… Поставим здесь многоточие, обойдемся без уточнений, останемся джентльменами и произнесем в адрес нашей героини неизменное: «Время над Вами не властно!»
Дом Натальи Михайловны, что на улице Медведева, в самом центре Москвы, похож на филиал Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Здесь, когда хозяйка свободна от лекций в хореографическом училище имени Л.М. Лавровского, где читает курсы истории мирового театра и балета, и в ее календаре не помечена дата визита в театр — Большой или Малый, Вахтангова или Ленком etc., когда она не уезжает отдыхать в любимое Щелыково, не занята организацией фестивальных программ в Якутске или Казани, за большим круглым столом Садовских, что «помнит» Шаляпина, Собинова, Ермолову и великих актеров прошлого, под большим старинным абажуром собираются представители театральной Москвы и театральной России. Посидеть за чашкой чая, выпить наливки или водочки из старинных рюмочек, обсудить последние новости, посмотреть фрагменты новых спектаклей, спеть, наконец, пару-тройку оперных арий или романсов, — заведено Садовскими однажды и навсегда, и Наталья Михайловна семейному распорядку не изменяет. Так было при прадеде, так — в семье бабушки и дедушки — знаменитых Ольги Осиповны и Михаила Прововича Садовских, так — при родителях шестерых детей, из коих остались четверо — три сестры и один брат. Как в чеховском семействе Прозоровых. Брат стал актером Малого театра, а сестер отдали в хореографическую школу при Большом театре: время было трудное, а там — пансион и догляд. Но младшая Наташа хотела стать актрисой и — стала. С шестимесячного возраста она снималась в кино и играла своих сверстниц в фильмах «Приключения Аркашки» (1929), «Рваные башмаки» (1933), «Борьба продолжается» (1938), «Весенний поток» (1940), «Мичурин» (1948). Будучи ученицей балетной школы без всяких проб была утверждена на роль Герды в «Снежной королеве». Павильонные съемки прошли в Москве, а для натурных — группа, куда входили актеры Ксения Тарасова (Снежная королева), юный Всеволод Ларионов (Кай), Янина Жеймо (Маленькая разбойница) и Юрий Любимов (первая роль в кино будущего создателя знаменитой «Таганки») 17 июня 1941 года выехала в Ялту. Снять почти ничего не успели — через пять дней началась война.
В 1947-м Наталья Садовская окончила хореографическое училище и больше двадцати лет танцевала на сцене Большого театра СССР. На ее актерское время пришлись знаменитые гастроли первого театра страны за рубеж (1956 — Лондон; 1958 — Париж, Брюссель, Мюнхен, Гамбург; 1959 — США). Кинохроника 1960-х запечатлела прием в честь артистов Большого театра после представления балета Сергей Прокофьева «Ромео и Джульетта». Крупным планом — красавица Садовская и пианист Ван Клиберн. Смотришь на них и думаешь: наверняка, подымают бокал за Уланову-Джульетту, за Большой театр, за Конкурс имени Чайковского, на котором годом раньше Клиберн победил и сделался знаменитым, за Малый театр и династию Садовских, за искусство, которое преодолевает любые барьеры. Смотришь и слегка сожалеешь, что камера на проследила, как бокал счастья выпит до дна. А счастье, по признанию Натальи Михайловны, в ее жизни — величина постоянная. Еще бы! Она и представить себе не могла, как сложится жизнь по завершении сценической карьеры. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, училась у легендарного Николая Иосифовича Эльяша, начала писать статьи, обсуждать спектакли на труппе и однажды по предложению Госконцерта собрала группу ведущих танцовщиков из разных театров страны для гастролей за рубеж. Отменный вкус, изысканный режиссерский стиль, энциклопедическая образованность в области хореографии и балетной сцены — вот что отличает Садовскую как постановщика концертных программ, показанных по всему свету — от Мальты до Индии, от Кипра до Иордании и от Франции до Японии. Повсюду — неизменный успех и тосты за счастье, которое многим великим деятелям культуры планеты улыбалось и улыбается голубыми глазами Садовской.
Среди ее друзей, поклонников и знакомцев оказались Николай Рерих, Серж Лифарь, Ольга Чехова, Юрий Бахрушин, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Рудольф Нуриев, именитые артисты Большого и Малого. Да что там — вся Москва и целый мир.
Садовская первой в стране без учебников и ученых грамот освоила профессию продюсера, зародила фестивальное движение в балетном театре. «Северный дивертисмент» (потом — «Стерх») в Якутске — это она. Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани — тоже. «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде — конечно, Садовская. Ее художественным инициативам благодарны театры Воронежа, Сыктывкара, Минска, Красноярска, Улан-Удэ.
Она — заслуженный деятель двух республик — Саха-Якутии и Татарстана, лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета».
25 ноября за круглым — «шаляпинским» — столом в доме на улице Медведева соберутся многочисленные друзья, чтобы чествовать Наталью Михайловну. 3 декабря в Центральном доме актера имени А.А. Яблочкиной, что на Арбате, пройдет вечер, где перелистнут страницы театрального романа Садовской. Убежден, что среди речей и здравиц в ее адрес обязательно прозвучит: «Время над Вами не властно» и «Все врут календари». От себя же скажу о Натальи Михайловне словами Джона Патрика из пьесы «Странная миссис Сэвидж»: «Черт возьми! Вы хорошо держитесь в седле!»

Сергей Коробков

">

Мультимедиа музей

хронограф гостевая книга фотогалерея

вернуться к сезону

«Из рода Садовских» (03.12.2018)

ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ!

Жизнь Натальи Михайловны Садовской похожа на театральный роман. В год, когда отмечается двухсотлетие со дня рождения Прова Михайловича-Садовского-старшего и, следовательно, знаменитой династии Садовских, у правнучки великого артиста — круглая дата… Поставим здесь многоточие, обойдемся без уточнений, останемся джентльменами и произнесем в адрес нашей героини неизменное: «Время над Вами не властно!»
Дом Натальи Михайловны, что на улице Медведева, в самом центре Москвы, похож на филиал Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Здесь, когда хозяйка свободна от лекций в хореографическом училище имени Л.М. Лавровского, где читает курсы истории мирового театра и балета, и в ее календаре не помечена дата визита в театр — Большой или Малый, Вахтангова или Ленком etc., когда она не уезжает отдыхать в любимое Щелыково, не занята организацией фестивальных программ в Якутске или Казани, за большим круглым столом Садовских, что «помнит» Шаляпина, Собинова, Ермолову и великих актеров прошлого, под большим старинным абажуром собираются представители театральной Москвы и театральной России. Посидеть за чашкой чая, выпить наливки или водочки из старинных рюмочек, обсудить последние новости, посмотреть фрагменты новых спектаклей, спеть, наконец, пару-тройку оперных арий или романсов, — заведено Садовскими однажды и навсегда, и Наталья Михайловна семейному распорядку не изменяет. Так было при прадеде, так — в семье бабушки и дедушки — знаменитых Ольги Осиповны и Михаила Прововича Садовских, так — при родителях шестерых детей, из коих остались четверо — три сестры и один брат. Как в чеховском семействе Прозоровых. Брат стал актером Малого театра, а сестер отдали в хореографическую школу при Большом театре: время было трудное, а там — пансион и догляд. Но младшая Наташа хотела стать актрисой и — стала. С шестимесячного возраста она снималась в кино и играла своих сверстниц в фильмах «Приключения Аркашки» (1929), «Рваные башмаки» (1933), «Борьба продолжается» (1938), «Весенний поток» (1940), «Мичурин» (1948). Будучи ученицей балетной школы без всяких проб была утверждена на роль Герды в «Снежной королеве». Павильонные съемки прошли в Москве, а для натурных — группа, куда входили актеры Ксения Тарасова (Снежная королева), юный Всеволод Ларионов (Кай), Янина Жеймо (Маленькая разбойница) и Юрий Любимов (первая роль в кино будущего создателя знаменитой «Таганки») 17 июня 1941 года выехала в Ялту. Снять почти ничего не успели — через пять дней началась война.
В 1947-м Наталья Садовская окончила хореографическое училище и больше двадцати лет танцевала на сцене Большого театра СССР. На ее актерское время пришлись знаменитые гастроли первого театра страны за рубеж (1956 — Лондон; 1958 — Париж, Брюссель, Мюнхен, Гамбург; 1959 — США). Кинохроника 1960-х запечатлела прием в честь артистов Большого театра после представления балета Сергей Прокофьева «Ромео и Джульетта». Крупным планом — красавица Садовская и пианист Ван Клиберн. Смотришь на них и думаешь: наверняка, подымают бокал за Уланову-Джульетту, за Большой театр, за Конкурс имени Чайковского, на котором годом раньше Клиберн победил и сделался знаменитым, за Малый театр и династию Садовских, за искусство, которое преодолевает любые барьеры. Смотришь и слегка сожалеешь, что камера на проследила, как бокал счастья выпит до дна. А счастье, по признанию Натальи Михайловны, в ее жизни — величина постоянная. Еще бы! Она и представить себе не могла, как сложится жизнь по завершении сценической карьеры. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, училась у легендарного Николая Иосифовича Эльяша, начала писать статьи, обсуждать спектакли на труппе и однажды по предложению Госконцерта собрала группу ведущих танцовщиков из разных театров страны для гастролей за рубеж. Отменный вкус, изысканный режиссерский стиль, энциклопедическая образованность в области хореографии и балетной сцены — вот что отличает Садовскую как постановщика концертных программ, показанных по всему свету — от Мальты до Индии, от Кипра до Иордании и от Франции до Японии. Повсюду — неизменный успех и тосты за счастье, которое многим великим деятелям культуры планеты улыбалось и улыбается голубыми глазами Садовской.
Среди ее друзей, поклонников и знакомцев оказались Николай Рерих, Серж Лифарь, Ольга Чехова, Юрий Бахрушин, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Рудольф Нуриев, именитые артисты Большого и Малого. Да что там — вся Москва и целый мир.
Садовская первой в стране без учебников и ученых грамот освоила профессию продюсера, зародила фестивальное движение в балетном театре. «Северный дивертисмент» (потом — «Стерх») в Якутске — это она. Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани — тоже. «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде — конечно, Садовская. Ее художественным инициативам благодарны театры Воронежа, Сыктывкара, Минска, Красноярска, Улан-Удэ.
Она — заслуженный деятель двух республик — Саха-Якутии и Татарстана, лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета».
25 ноября за круглым — «шаляпинским» — столом в доме на улице Медведева соберутся многочисленные друзья, чтобы чествовать Наталью Михайловну. 3 декабря в Центральном доме актера имени А.А. Яблочкиной, что на Арбате, пройдет вечер, где перелистнут страницы театрального романа Садовской. Убежден, что среди речей и здравиц в ее адрес обязательно прозвучит: «Время над Вами не властно» и «Все врут календари». От себя же скажу о Натальи Михайловне словами Джона Патрика из пьесы «Странная миссис Сэвидж»: «Черт возьми! Вы хорошо держитесь в седле!»

Сергей Коробков